УТРАТА

 2 декабря в Симферополе ушла из жизни Маргарита Георгиевна  прозаик, член Союза писателей СССР, Национального Союза писателей Украины, Союза писателей Крыма, Союза русских, украинских и белорусских писателей АРК.   Светлая память…

Валерий Митрохин

Маргарита Георгиевна  Мигунова родилась  в 1927  в Сибири 2 февраля году в семье учителя, и сама педагог по образованию и призванию.
Кроме того, для многих из нас, в шестидесятые годы молодых начинающих авторов, она – высокообразованный издатель и литератор, член Союза писателей СССР – была наставником. Первые свои книги крымские «шестидесятники» выпускали при ее строгом редактировании. Каждая такая встреча с Маргаритой Георгиевной стала  для многих из нас своеобразной школой мастерства.
С десяти лет, оставшись без отца, она при больной матери полной мерой хлебнула горя, испытала все тяготы военного лихолетья.

В Симферополь Мигунова приехала двадцатилетней. Отсюда была направлена на курсы писателей. Здесь стала сочинять и выпускать книги.
В мою жизнь она вошла как легенда. На одном из первых после каникул заседаний Литературного объединения, что работало в клубе Крымской организации Союза писателей (1967 год), его руководитель поэт Матвей Грунин (тоже личность незаурядная; самый первый переводчик Расула Гамзатова) как всегда, рассказывая о своих товарищах, членах СП (такая в ЛИТО была традиция), назвал это имя: Маргарита Мигунова. И добавил  – «…ее прозу высоко ценил Паустовский!» Патриот  русского слова Константин Георгиевич сказал о прозе Мигуновой следующее: «Простота говорит человеку сильнее и больше, чем ослепительней блеск».
Уже первая повесть  молодого автора «Степная глушь» обратила на себя внимание знаменитого Петра  Павленко  – послевоенного председателя Крымской организации Союза писателей СССР  и была рекомендована к публикации в альманахе «Крым». Вскоре Маргарита Мигунова сама стала редактором этого журнала, чем  активно способствовала  развитию литературного процесса в Крыму.
С тех пор было издано немало книг: «В конце апреля», «Поездка на юг», «Олений кордон», «Лето в Херсонесе», «На круги своя», «Антонина Лукина». Анатолий Домбровский так сказал о ее творчестве: «Оно отличается акварельностью письма, романтической чистотой и восторженностью юности, взирающей на героическое прошлое своих отцов и сыновей».
Мы, литобъединенцы шестидесятых, следуя  еще одной хорошей традиции, решили пригласить писательницу на одно из заседаний – послушать, поспрашивать, пообщаться. Маститые (и не только крымские!) писатели к нам приходили охотно. Маргарита Георгиевна отказала ввиду занятости. Она работала старшим редактором художественной литературы в издательстве «Таврия».
Кто-то из  продвинутых завсегдатаев литературного объединения сказал, мол, это на нее похоже, потому что она дама странная…
Позже, оказавшись в  «Таврии», я понял, что причина для отказа имела под собой вполне уважительную базу. Работы, в редакции художественной литературы было много. Была эта работа нелегкой (книги  издавать тогда считалось делом ответственным), а Маргарита Георгиевна относилась к разряду тех редакторов, которые добивались от авторов высочайшего качества слова. Она могла часами убеждать какого-нибудь амбициозного провинциала, что  фраза художественного произведения должна не только нести информацию, но и звучать…
За это ее недолюбливали местные гении и начальство, с которым она вступала в спор, когда оно навязывало к изданию  «своих» или «позвоночных» авторов. Досталось и мне, когда она редактировала мой роман «Искорень».
Словом, работать с нею было нелегко, но поучительно.  А книги ее для меня, как для многих прозаиков, сразу же стали образцом мастерства. На мой взгляд, Мигунова является одним из лучших русских  женщин — прозаиков своего времени. Причем, работая в эпоху, когда каждый автор почитал обязательным упомянуть в своих книгах имена вождей, славословить партию, она умудрялась обходиться без этих приправ. Вероятно, потому и осталась без наград и званий. Хотя не чуждалась общественных дел, была, как говорили тогда, активным бойцом идеологического фронта. В одно время  по инициативе  писателя Николая Бирюкова (крымского Павки Корчагина)  литераторы стали практиковать коллективные выезды в разные уголки Крыма. Поездки эти дали многим из них новые теми и героев. Итогом такого участия в жизни полуострова можно назвать и книгу Маргариты Мигуновой «Поездка на юг».
Снисходительная, сдержанная, образованная она и как редактор была нарасхват среди тех, кто знал, что от ее вмешательства книга только выиграет. Я имею ввиду  литераторов даже такого уровня, как Станислав Славич и критик  Владимир  Вихров…
Маргарита Георгиевна писала до последнего времени. Работала, как всегда, неторопливо, потому что знала, искусство не терпит суеты.
Распад страны принес множество проблем, с которыми так сложно справляться в одиночку. Многие писатели растерялись, ощутив невостребованность и неприкаянность. М. Г. Мигунова, отягощенная возрастом, однако, так ни разу  ни к кому и не обратилась за помощью…
В наши дни, увы, литературный труд не кормит, но он дает людям очень важное для этого тяжкого времени средство. Писатель своими книгами помогает преодолевать уныние и чувство безысходности. Как раз об этом роман М. Мигуновой «На круги своя», опубликованный в  номерах  4 и 5 журнала «Брега Тавриды» в 2000 году.Материал опубликован в ЛИТЕРАТУРНОЙ  ГАЗЕТЕ + Курьер культуры: Крым – Севастополь(подписной индекс 99496 в крымском каталоге)

 

 

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s